on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Організації > Музика > Херсонський обласний академічний музичний драматичний театр ім. Н. Куліша > «За ніч майстрині театру пошили зі старої куліси 22 плащі для монашок…»

«За ночь мастерицы театра сшили из старой кулисы 22 плаща для монашек…»

О чём бы ни был спектакль, зрители не в последнюю очередь – наряду с мастерством актеров и режиссерскими находками – обсуждают костюмы действующих лиц постановки. Не стала исключением и премьера Херсонского областного музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша «Труффальдино» (о ней «Гривна» рассказала в прошлом номере): костюмы персонажей бессмертной комедии Карло Гольдони – замечательные!
А после премьерного спектакля на все сто заслуженные аплодисменты зрительного зала прозвучали в адрес сотрудниц пошивочного цеха в лице его руководителя Натальи Селецкой.

«Ему на сцену, а костюм порвался»
Вручая благодарность начальнику пошивочного цеха, директор театра Александр Книга не без гордости отметил: шикарные костюмы для «Труффальдино» – результат работы не какой-нибудь столичной высококлассной мастерской, они сшиты в Херсоне – есть в нашем театре свои золотые руки. «А после спектакля довелось случайно подслушать разговор двух зрительниц: мол, костюмы наверняка где-то заказывали, а о своих мастерах рассказывают для красного словца, – улыбается Наталья Селецкая, с которой “Гривна” встретилась через несколько дней после премьеры. – Дамы сошлись во мнении, что три человека не способны сделать то, что зрители видели на сцене…»

Что ж, как говорится, страна должна знать своих героев. Поэтому и состоялся этот визит в «закулисье» театра имени Мыколы Кулиша. На тот момент в пошивочном цехе было затишье. «Несколько дней – передышка. Потом начнем готовить костюмы для новой премьеры – “Энеиды” по Котляревскому, которая намечена на конец декабря», – поясняет Наталья. Помещение цеха – небольшое. Столы для раскроя ткани, швейные машины, манекены – всё как в обычном ателье. Действительно, даже не верится, что именно здесь, в святая святых, совершаются чудеса. В роли волшебниц – Наталья и её коллеги Людмила Кузина, Елена Дремлюга. Кроме того, родному театру успевает помогать на дому Татьяна Павлюк, главная профессия которой нынче – мама.

- У нас здесь редко бывает тихо и спокойно, – признаётся руководитель пошивочного цеха. – Каждый день какие-то события. В любой момент могут прибежать в панике, что через несколько минут – на сцену, а костюм порвался. У костюмеров всегда наготове иголка с ниткой, так что если, скажем, пуговица отлетела – спасут ситуацию. Но если что-то посерьезнее – это в пошивочный цех. Однажды я пришла на спектакль со своей семьей, и коллеги знали, что я сижу в зале. Случилось так, что срочно «починить» нужно было два или три костюма. Пришлось мне подниматься со своего места и включаться в работу, – смеётся Наталья.

Вообще-то, у театральных костюмов есть свои особенности, которые отличают их от повседневной одежды. В частности, при пошиве детали ткани будущего наряда наметывают на плотную хлопчатобумажную ткань, а уже потом ставят подкладку. Такая основа нужна для того, чтобы костюму, как говорится, сносу не было: чтобы он не рвался, дольше «работал». А потому театральные костюмы куда тяжелее, чем наши повседневные «туалеты». К тому же молнии на театральных костюмах не в пример обычным, тоненьким потайным: здесь на платье может быть молния толщиной как на куртке. То есть всё по максимуму продумано, чтобы предупредить серьезные «поломки». Однако без «аварий» всё же не обходится. Например, перед началом спектакля может полететь молния, если актер набрал вес (все мы живые люди) и пытался втиснуться в костюм, или она просто износилась.

К тому же, поясняют швеи, на обычных платьях, пиджаках и брюках швы имеют ширину в сантиметр-полтора. Тогда как на театральном костюме при пошиве оставляют припуски сантиметров по 10, чтобы в течение нескольких минут его можно было бы скорректировать на 2–3 размера – подогнать по актеру, которому предстоит незапланированный выход на сцену. «Мало ли – кто-то поправился, кто-то наоборот похудел, – говорит мастерица. – Актер может заболеть, может уволиться, а спектакль и костюм остаются».

Полтысячи пуговиц для стражников
- Даже не знаю, где учат на мастеров по пошиву театральных костюмов, – пожимает плечами в ответ на вопрос Наталья Селецкая. – Я окончила обычное ПТУ, шила одежду на дому. В числе моих заказчиц была актриса херсонского театра Генриетта Пташник. Генриетта Яковлевна и предложила: мол, не хотелось бы мне поработать в театре? Так я сюда и попала. Поработала три года. А после мой ребенок пошёл в школу – некому было отводить-встречать, и пока дочь училась, я была дома. Но из театральной жизни не выпала: если при подготовке очередного спектакля требовалась помощь, не отказывала. А когда ребенок окончил школу, всё стало на свои места – и уже 4 года я снова на работе.

Жизнь театрального костюма начинается с того, что художники приносят в пошивочный цех эскизы. Вместе считают, прикидывают, сколько какой ткани понадобится. Если постановка небольшая, «отовариться» могут и в Херсоне, а если масштабная, то, как правило, за тканью едут на столичную базу. Случается, что иной раз какие-то «комплектующие» специально заказывают. Так, пришлось ждать, пока для костюмов стражников в «Труффальдино» поступят заказанные 500 пуговиц. «А потом – очень быстро все эти пуговицы пришивать», – улыбается начальник цеха.

Впрочем, необязательно шить новые костюмы на каждый спектакль. Постановка идет какое-то время, затем её списывают, а костюмы отправляют на склад. Потом из них можно подобрать облачение для второстепенных персонажей или массовки в сказке – например, разбойников или солдат. То есть можно немного сэкономить. Но если речь о масштабной премьере, как «Труффальдино», в таком случае все действующие лица одеты с иголочки. Ткань для сценических нарядов подходит самая разная. Это может быть обычный габардин ценой чуть более 10 гривен за метр – умелые руки мастера способны превратить его в достойное творение. А может быть и дорогая ткань с набивкой под золото – из такой сшит камзол одного из главных героев «крайней» премьеры. В подобном случае стоимость костюма способна составить более тысячи гривен.

- Сколько метров ткани идёт в общей сложности на один спектакль? Когда готовили большую постановку «Страшна помста» по Гоголю, всю ткань в рулонах, которую купили для костюмов, сложили на мой стол (стол в цехе для раскроя ткани длиной порядка 3 метров. – Т. К.) – это была просто гора, – вспоминает Наталья. – Потихоньку из неё стали брать ткань и кроить, и она «растаяла». Над костюмами для «Труффальдино» трудились полтора месяца. Основную работу делаем на швейной машине. А львиную долю времени забирает то, что потом блестит и переливается на сцене: блёстки, вышивка, цветочки-лепесточки… Эти «мелочи» делаем вручную.

Случается и так, что к премьере всё уже вроде бы готово, но в последний момент оказывается, что чего-то не хватает. Начальник цеха рассказывает, как несколько лет назад накануне премьеры «Трёх мушкетёров» режиссер решил, что в сцене гибели Констанции на монашках должны быть темные накидки. «За ночь мастерицы театра сшили из старой кулисы 22 плаща», – говорит Наталья. Сейчас это вспоминается с улыбкой, а тогда работницам цеха, наверное, было не до смеха…
Однако как бы там ни было, усилия, которых требует пошив театральных костюмов, не напрасны. Во-первых, это эстетическое удовольствие для зрителя. А во-вторых – долгая жизнь костюма. «Иногда мне на ремонт попадают костюмы, которые я шила лет 15–20 назад, – говорит Наталья. – Зависит ещё и от ткани. Многие современные ткани недолговечны, тогда как те, с которыми работали раньше, – не сравнить: если моль не съела – всё нормально».

Прибавил в весе? Снимаем мерки!
В пошивочном цехе признаются: кроме знания своего дела нужно быть ещё и хорошим психологом. Актеры ведь люди тонкие. Важно чувствовать, для кого из них примерка костюма, который шьется, – пытка, отвлекающая от творческого процесса (в таком случае лишний раз можно поработать с манекеном), а кому вид своего отражения в зеркале в ладно сидящем наряде обеспечит хорошее настроение и вдохновение на целый день.
- Люди разные – как любой заказчик, – отмечает Наталья Селецкая. – В нашем театре – 76 актеров. У меня есть блокнот, в котором записаны мерки каждого, так что для первой примерки крою костюм, не отрывая человека от работы. Ещё могу на глаз определить, если у актера произошли перемены в весе, особенно если он вернулся из отпуска. Тогда прошу зайти в цех – внести корректировки в мерки. Балет в основном держится норме. А вот на кого легко шить, то есть никаких плюс-минус сантиметров, – так это Генриетта Пташник. Все 20 лет, которые я её знаю, это стандартный 46-й размер…

Сотрудницы пошивочного цеха признаются, что шить для себя нет особо ни времени, ни желания. «Главное – мы делаем людей красивыми», – поясняют мастерицы. Есть у них и любимые театральные костюмы.
- Очень люблю исторические, несмотря на то, сколько времени и сил требуется для пошива таких нарядов, – говорит Наталья. – Интересно «поковыряться», поднять литературу, если чего-то не знаешь. А потому с удовольствием делала «Фаворит», «Трёх мушкетёров»… Вообще, если знакомые знают, что мы сдали спектакль, – сразу собираются на премьеру. В 1990-е годы бывало такое, что в зале на спектакле сидели с десяток человек. Нынче, к счастью, такого нет – зрительный зал всегда полон. Работать в таких условиях очень приятно. Знаете, в театре трудятся только те, кто любит его бурную насыщенную жизнь. Даже если плохое настроение – пройдёшься по театру, и обязательно найдется тот, кто поднимет тебе настроение.

…В завершение нашего разговора Наталья Селецкая спросила: «Хотите, заглянем за сцену?» Ещё бы! Тем более что как раз должен был начаться «Труффальдино». За кулисами голоса зрителей, которые рассаживались на свои места, были несколько приглушены. В уголке несколько человек готовились через мгновение начать со сцены веселое повествование о расторопном слуге двух господ. Грех было не воспользоваться моментом и не спросить актеров о том, как им живется (ведь театр – это жизнь!) в костюмах во время спектакля. «Тётя Наташа у нас – золотые руки и платиновые ногти!» – тут же начал юморить исполнитель главной роли Александр Мельник. Но и он, и его коллеги, облаченные в новенькие камзолы, поспешили весьма серьезно отметить: «Если бы не наши мастерицы – ничего бы этого (показывают в сторону сцены, где должен начаться спектакль. – Т. К.) не было бы!»

Татьяна Кирпа
«Гривна».- № 43 (928).- 18.10.2012.- стр. 14-15

http://www.grivna.ks.ua/za_noch_masteritsy_teatra_sshili_iz_staroj_kulisy_22_plascha_dlja_monashek.htm

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.