on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

За фасадом внешнего блеска


Говорят, театр начинается с вешалки. А вот понадобится ли вешалка зрителям областного драматического театра им. М. Кулиша в наступающем театральном сезоне — это вопрос сегодня спорный. Из беседы с директором театра Александром КНИГОЙ можно сделать довольно печальные, давно прогнозируемые выводы: существование очага культуры находится под постоянной угрозой закрытия.

Если несколько лет назад над творческим коллективом сгущались тучи экономического кризиса, денег не хватало даже на зарплату, то сейчас ситуация несколько изменилась. Театр стал тем местом культуры, куда потянулись люди. Только в прошлом сезоне его посетили около 150 тысяч зрителей. Из них треть — дети. Постоянно обновляется репертуар. Идет работа над пьесами мировых классиков. Новый театральный сезон начнется с шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что в театре за два года прошло сокращение с 250 человек до 190, творческий состав не изменился. Сократились пошивочный, бутафорский и другие цеха, работающие для оформления декораций сцены. За год актеры смогли заработать около 400 тысяч гривен, почти столько же получено дотаций, которые идут только на зарплату. На все остальные расходы приходится зарабатывать самим. Сейчас театр на 50% обеспечивает себя сам, в то время, как в былые времени дотации составляли 95%.

Разговор с Александром Андреевичем шел о том, что, несмотря на творческий и экономический подъем, театр стоит на грани гибели в прямом смысле слова. Рушится здание. В этом году была приглашена депутатская комиссия облсовета, занимающаяся проблемами культуры. Здание театра осмотрели, как говорится, «с ног до головы»: начиная с подвала и заканчивая крышей. Согласились: без капитального ремонта действительно не обойтись. Принято решение признать здание аварийным. С момента основания (1960 года) здесь делались только косметические и текущие ремонты. Не секрет, что для зрителей каждый приход в театр — праздник. Чистота, сияющие люстры, начищенные ковровые дорожки, притягательный интерьер зала скрывают то, что видеть зрителям не надо: подземные коммуникации, водопровод, канализацию (только туалетов в театре 13), системы отопления и освещения, подсобные, служебные помещения, гримерные комнаты, цеха декорации, костюмерные и многое другое полезной площадью 17 тысяч квадратных метров. И все это, конечно, под крышей, которая не первый год течет, заливая недавно отремонтированные комнаты верхних этажей, где с каждым годом все больше приходят в негодность около 50 тысяч единиц уникальных костюмов. В миллионы гривен оценивается офицерская форма. Сейчас такую и не за что, и негде купить. А она покрывается плесенью от постоянной сырости. Балетные тапочки и другая обувь ручной работы тоже не выдерживают дождей, а потом морозов. Прошлой зимой температура на сцене не превышала +8°, а в костюмерных и того меньше, хотя по КЗОТу уже при +11 работать в помещении нельзя. Именно поэтому актуальным становится вопрос: а понадобится ли нынешней зимой вешалка? Тем более, что на Новый год и зимние каникулы основными зрителями становятся дети — любители сказок и праздничных приключений.

Но находиться в зрительном зале становится опасным не только по температурным показателям, но и по техническим требованиям. Еще 10 лет назад были обнаружены серьезные нарушения в противопожарном занавесе, который отделяет сцену от зрительного зала, а его крепление связано с фундаментом и колоннами здания. А так как фундамент до недавнего времени был на глине, то из-за огромного веса занавеса (40 тонн) появились дырки в колоннаде. На подливку фундамента в свое время нашли деньги. Противопожарный занавес закрепили, но он не имеет свободного хода, а заклинил, к счастью, в верхнем положении, не закрывая сцены. Только от этого радости мало, ведь беда может случиться в любой момент. Нужен срочный демонтаж занавеса, так как натяжитель, на котором он крепится, вырван из фундамента. Еще одной угрозой для здания является подвал, где проржавели трубы всех коммуникаций и идет постоянное подтопление. Полы оседают и проваливаются. Там, где стало опасно ходить, собственными силами подлили бетон. Но латание «дыр» (как крыши, так и водопроводной системы) ситуацию существенно не меняет - необходим капитальный ремонт - монтаж полиэтиленовых труб, проектирование новой крыши, замена электропроводки. К примеру, директор показал в подвале пожарный водопровод, на котором три заплатки из расчета на три метра. А в случае пожара, при большом давлении, он просто не выдержит. Ведь ржавчина так разъела трубы, что они не выдерживают даже в обычном режиме работы.

И это не просто слова. Доказательством тому может быть авария, которая произошла в ночь с 23 на 24 сентября, когда в гримерной народного артиста Украины Василия Черношкура никого не было. Прорыв водопровода в подводе к раковине привел к тому, что вода затопила бутафорский цех, расположенный ниже гримерной. Здесь же были залиты электрические станки, а также пошивочный цех. Кстати, там остались работать всего два мастера. Они шьют до 30 костюмов в месяц. Их работа для театра крайне важна, но в таких условиях трудиться просто опасно. А следить за исправностью всех коммуникаций практически некому. Один сантехник и два непрофессиональных постоянно меняющихся рабочих не в состоянии восстановить то, что уже не подлежит ремонту. Тех денег, что ежегодно выделяются на поддержание «жизни» театра, на капитальный ремонт не хватает. По предварительным подсчетам, на эти цели необходимо не менее 930 тысяч гривен. А театр в этом году получил всего 170 тысяч. В Херсоне на разные объекты выделяется понемногу денег. В итоге нигде невозможно провести реконструкцию или капремонт. Депутатская комиссия поддержала мнение дирекции театра, что деньги нужно сконцентрировать сначала на одном объекте, затем на другом (в порядке важности и неотложности работ). Сейчас, кажется, и депутаты, и специалисты сошлись на том, что театр нужно спасать. Но пока суд да дело, опять наступит зима. И сделать наружный ремонт здания (впервые за 10 лет), а также противопожарного занавеса в этом году, скорее всего, не получится. Кроме того, театру не выжить без автономного отопления, нужна своя котельная. Прошлой зимой температура в теплоцентрали на входе не превышала +37°. Если ситуация повторится, то нетрудно предположить, что ожидает здание театра, людей, работающих в нем, и, конечно же, зрителей.
 

Маргарита Рижская
«Новий день».- 04.10.2001.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.