on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Персоналії > Театр > Меєрхольд Всеволод Емільович > Карабаса Барабаса в жизни звали Всеволод Мейерхольд.


Карабаса Барабаса в жизни звали Всеволод Мейерхольд

Вот уже более 60 лет одна из самых популярных детских книг в нашей стране - «Золотой ключик» А.Н. Толстого. Этот шедевр детской литературы - результат переработки сказки итальянца Карло Коллоди «Пиноккио, или Нахождения деревянной куклы». Воспользовавшись сюжетной канвой оригинала, Алексей Николаевич обогатил ее новыми красками и, как обнаружено недавно, злободневным подтекстом, рассчитанным на догадливость взрослых современников. Так что же зашифровал Толстой в «Приключениях Буратино»?

Литературовед И.Д. Галинская считает: писатель отразил театральную полемику 1920 - 1930-х гг. То время стало эпохой расцвета так называемого формалистического театра-театра «революционных» символизма и гротеска, пропагандируемых В.Э. Мейерхольдом. Всеволод Эмильевич считал, что необходимо воспитать «актера - марионетку», полностью подвластного воле режиссера. Много работавший с Мейерхольдом артист Игорь Ильинский писал, что тот всегда держался вдали от коллектива и даже противопоставлял себя ему. Он стал диктатором, стоящим выше всех. Сам новатор не без цинизма утверждал: «Режиссер должен верить в своих актеров так же, как Павлов верил в своих обезьян».

Совершенно противоположных взглядов придерживались руководители МХАТа Станиславский и Немирович-Данченко. Проповедуя идеалы реалистического искусства, они считали: актеру надо предоставить свободу творчества. Это противостояние и отразил Толстой в «Золотом ключике».

Воспользовавшись гротескными, примитивными методами самого Мейерхольда, Алексей Николаевич талантливо вывел его в образе Карабаса - Барабаса. Барабасу противопоставлен сказочный Станиславский - папа Карло, который, собственными руками создав Буратино, не подчинил его своей воле, и в первом спектакле театра «Молния» тот играет самого себя.

В «Золотом ключике» Толстой к тому же прозорливо предсказал судьбу самого формалистического театра. Как мы помним, все куклы сбежали от Карабаса - Барабаса к папе Карло, и театр его перестал существовать. Так все в точности произошло и в жизни. Не выдержав диктата Мейерхольда, большинство его актеров разбежались, а театр закрыли.

Константин Смирнов.
Журнал «Техника молодежи» №10 2005 г.
 

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.