on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > Язичеська паска в Херсоні

Языческая пасха в Херсоне

Пасха в Гидропарке . Херсонские родноверы встретили Рахманскую Пасху, соорудив из веток символ солнца, позвенев колокольчиками и бросив в воды Днепра яичную скорлупу

В апреле в любимом месте отдыха херсонцев — Гидропарке — провели старинный языческий обряд. Причем обряд с настоящим жертвоприношением богам. Таким специфическим образом около десятка людей, называющих себя родноверами, отпраздновали Рахманскую Пасху — день памяти рахманов — мудрецов, которые жили при общинах, а после введения христианства уединились, дабы сохранить свою веру. Староверы же в те времена целенаправленно истреблялись, а выживали, в основном, молодые люди и дети, не знавшие всех традиций.
Подготовка началась прямо с утра: дети, молодежь и люди среднего возраста принялись сооружать шест с колесом наверху — символ солнца у славян. Современные  родноверы в рубашках-вышиванках и с повязанными вокруг лба лентами выглядели несколько нереально и даже напоминали участников съемок некоего исторического фильма. Взяв в руки небольшой топорик, они отправились в заросли Гидропарка на поиски материала, годящегося для сооружения символичного колеса. За главного здесь был, судя по всему, голубоглазый паренек с длинными русыми волосами, собранными на затылке в пучок. Он же объяснял, как и что следует делать.

СВЯТОЯР.
 Наш собеседник и проводник в таинственный мир родноверов — Денис. По его словам, родноверы — это люди, которые интересуются жизнью и традициями древних славян, живших еще до Крещения Руси и появления христианства. Сейчас принято считать наших давних предков язычниками. «Это не совсем так, — говорит Денис, — язычниками называли представителей любой другой веры. А славяне верили в единого бога — Рода, который, тем не менее, мог существовать во многих проявлениях — этим проявлениям и присваивали лики «мелких» богов, например, Перуна или Сварога. Информацию о древних традициях и верованиях родноверы передают из поколения в поколение. Наши обряды — это тот случай, когда главное не форма, а содержание. То есть люди собираются не потому, что это модно, не ради повода устроить застолье с выпивкой. Мы же во время обрядов не едим и не пьем спиртное. Для нас главное — найти в обряде особый смысл и действительно почувствовать отдачу таинственных сил. Во время обрядов ощущается огромный приток энергии, в ладонях появляется тепло или легкое покалывание, исчезает усталость, уходят грусть и тяжелые мысли. Что может быть лучше, чем пытаться сохранить культурное наследие и жить по законам наших предков-славян?».
Родноверы придерживаются мнения о существовании трех параллельных миров: мира богов, которые всегда правы (Праве), реального, явного мира людей (Яве) и мира душ умерших (Наве). Для них очень важно сохранить связь между поколениями, передать потомкам древние культурные традиции, а также жить в согласии с природой — считается, что это дает им колоссальные силы.
В Херсоне Денис собрал вокруг себя людей, склонных разделять древнеславянское ощущение мира. «Года два назад я увлекся музыкой — смесью рока и этноса, у нас была своя группа, — рассказывает он.
 —Получилось так, что сначала я заинтересовался старинной музыкой, инструментами, а потом «вышел» на славянскую культуру, к которой отнесся всерьез. Потом как-то собрался в Киев и увидел в Интернете информацию о том, что как раз в этот день на Замковой горе — в историческом центре Киева — соберутся родноверы, и будет проходить обряд имянаречения. Пришел, посмотрел и даже стал участником обряда». Суть обряда заключалась в том, что каждый участник должен был принести с собой белую одежду (старую потом сжигают в костре), хлеб, мед и мак — символы сладкой жизни, после чего жрец, как и в старину, присваивает ему древнеславянское имя, которым он может называться в общине родноверов. Денис придумал себе старинное имя — Святояр. А после киевского обряда продолжил традицию в Херсоне. Там, кроме него, есть еще несколько человек, например, Любомир и Добро-люб, прошедших такой же обряд. Остальные пока зовутся так, как их назвали родители.
Одна из традиций родноверов — выбрасывать в Великую субботу в реку скорлупы яиц, которые якобы доплывают к Рахманам через три с половиной или четыре недели.

СОЛНЦЕ ИЗ ВЕТОК.
 Итак, херсонские родноверы нашли полусухую ветку, к которой крест-накрест прибили еще несколько сухих падок, сооружая оси будущего колеса. По кругу прикрепили бичевкой сухую траву и ветки. Получился необходимый для свершения обряда символ солнца. Его воткнули в землю, привязав разноцветные ленточки. Молодая девушка в вышитой рубашке и с распущенными по плечам волосами проверила, чтобы каждая лента доставала до земли. Неподалеку собравшиеся  разожгли костер и, наконец, приступили к любопытному обряду: Денис читал вслух нечто вроде древнеславянской молитвы, а люди ходили вокруг костра и звонили в колокольчики. Затем молодой человек опустил в огонь буханку белого хлеба и очищенное пасхальное яичко, после чего скорлупу бросили в Днепр. Жертвоприношение состоялось.

СТАРЦЫ-РАХМАНЫ ЖИЛИ ДО 1800 ЛЕТ

В древности рахманами называли людей вроде монахов-отшельников. Считалось, что это — святые старцы, которые питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня определенного дерева. Древние славяне верили, что рахманом может стать далеко не каждый. Так, верили, что только мужчина,
который воспитал с женой двоих детей, может идти в отшельники и обретать мудрость. Рахманы жили в пещерах и спали на постелях из сухих листьев. Славяне верили, что со временем такой образ жизни приводит к тому, что человек начинает слышать ангелов, которые рассказывают ему о грехах и добрых делах других людей.
Их задачей было молиться за род человеческий, оберегая его от злых сил. Считалось также, что эти старцы — долгожители, могут прожить от 100 и до 1800 лет.
По словам Дениса-родновера, сейчас верования древних предков возрождаются. Раньше они передавались устно из поколения в поколение.

ЕЛЕНА ФЕДОРОВА
Сегодня.-2008.04.22

3. 18.04.2009 09:45
бульдозер

 Зрите сущее.Индейцы тоже были самобытные а сейчас за доллары выставляются как дикари для туристов (что было и запланированно)

2. 02.02.2009 12:07
Редакція

Дивиться, будь ласка, http://www.artkavun.kherson.ua/svarozhiy_vogon.htm

1. 31.01.2009 15:13
Ілларія
Хм... Шановні родновіри... А знайти вас в Херсоні... як?

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.