on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

И слово было... театр!

Перед областным драматическим театром вновь с шекспировской остротой зазвучало извечное - быть или не быть? Денег катастрофически не хватает даже на зарплату. Особенно после ее очередного повышения, когда ни нардепы, ни Кабмин не смогли указать те "хлебные" места, где их можно прихватить. Приходится экономить: сокращать штаты, идти на разовые контракты. А ведь нужно содержать и ремонтировать огромное здание, искать деньги на постановку спектаклей, работу цехов. Театр - непростое производство с довольно капризной структурой, к тому же, как записано в его уставе, - планово-убыточное.

Государство, понимая важность организации во взращивании духовной ауры общества (херсонского в том числе), изначально придало ей такой статус. Но одно дело - декларировать дотируемую убыточность, другое - не давать на нее ни гроша. Вот и возник над театром, как тень отца Гамлета, призрак "вольных хлебов" — самоокупаемости, превращения в коммерческий... Разговор о тупиковой ситуации в театре спровоцировали лжепророчества одной из местных газет, учинившей своей публикацией буквальный погром в учреждении ("Площадь Свободы", №37, "Нужен ли Херсону театр"). Театр, мол, "доходяга", очередной, 65-й сезон ему не светит, коллектив утратил репертуарное лицо, отошел от канонов 60-80-х годов (?!), не умеет работать в условиях рынка. Театру, по логике "погромщиков", остается только сойти со сцены. Что херсонцев не должно особенно огорчать: была без радости любовь...

Космическим же взлетом "погромной" мысли стала подверстанная к редакционному "понту" заметка, превратившая театр в ... "нравственный сифилинарий". Бедные простаки! Мы-то всегда считали театр чем-то сродни храму, а тут - вертеп, могущий "наградить"... Именно так воспринял "сифилинарный" пассаж и я, и тут же ринулся к знакомой "массовке" уточнять: неужели в театре - того? Успокоили: никто, никого, ничем.

Конечно, особенно сладкой театральную жизнь не назовешь. 5 лет здесь не могут найти главного дирижера, хотя есть известный Вазин да изредка наезжает из Донецка маэстро Долинский. 7 лет нет балетмейстера. Есть талантливые "калифы на час" - на один-два спектакля, но нет всеохватного. Что говорить о Херсоне, если в столице такие мэтры тянут уже на тысячу "зеленых". Трудно с кадрами: на бирже их не закажешь, а чем удержать талантливую молодежь - ни квартир, ни зарплаты. И в театре не только лелеют гвардию — все-таки здесь смогли сберечь костяк заслуженных и маститых, но и смогли поднять на подобающую высоту даровитую поросль.

С галерки - массовок и третьестепенных ролей—она ворвалась на авансцену. Озорно, звонко, раскованно. Случались и раньше отдельные удачи, но такой массовый всплеск таланта, какой пришлось наблюдать в премьерном действе - "Лісовій пісні" Леси Украинки, довелось увидеть впервые. Трехдневный премьерный аншлаг, опровергнув "площадные" пророчества, еще раз убедил: театр сберег свое лицо. Талантливое, ищущее, неординарное. Это было отмечено почти всеми мало-мальски солидными изданиями Херсона. Кое-кто, правда, с барского плеча, менторски бросал снисходительное: "довольно профессионально", "довольно прилично", "довольно точно". (О где ты, великий и могучий?!..).

Но это было исключением. Зритель поверил: наш театр может достойно конкурировать с другими коллективами. Здесь убеждены: для подлинного созидания географического захолустья не существует. Они, как пушкинские гений и злодейство - несовместимы. Мы не собираемся поучать руководство театра, как работать в условиях рынка, — резонерствуют "площадные" борзые перья. Правильно, ребята. Если бы здесь уповали только на золотую россыпь ваших "пророчеств", театр давно бы вылетел в трубу. Коллектив прочно входит в рынок.

Здесь создана и активно работает коммерческая служба, расширяется география творческих поездок. Скажем, херсонцев всегда с распростертыми объятиями встречают южноукраинские атомщики, хотя у них под боком есть свой, николаевский, драмтеатр. Стратегическая же задача коллектива - повернуть школу лицом к театру (для этого даже введена специальная должность - коммерческий директор по детскому зрителю). На спектакли в последние годы ходят мало. И не потому, что такой уж херсонцы кондовый в отношении театра народ. Больше жизнь виновата. Вот и решили в коллективе взять на вооружение опыт "северного соседа" — театров Санкт-Петербурга, где работа с детьми поставлена на широкую ногу.

Из 20 спектаклей херсонцев - 9 детских. Перекос? Да. Но сознательный. Именно в эти спектакли последние два года театр вкладывал свою каждую свободную копейку. В городе 60 школ, рассуждали руководители, это почти 60 тысяч потенциальных зрителей. Если каждый из них принесет хотя бы раз в год свои 2 гривни в кассу - уже 120 тыс. Раньше коллектив зарабатывал 5% выручки (95-дотировала держава), сегодня эта цифра поднялась до 50% — почти 350 тыс. в год. С каждой школой заключен договор с обязательным Днем театра, который ставит два спектакля - для детской и старшей аудитории. Мы провели социологический опрос: нужен ли нашим детям театр?

Оказалось, нужен. Им интересно также общаться с живыми актерами, которые приезжают к ним в школы. Им нужен серьезный разговор об искусстве. Нужны сказки (для маленьких), классика и современные пьесы (для больших). Театр дает им это. Так появились полотна: "Осторожно, злой лев", "Снежная королева", "Бременские музыканты", а также сработанные под "клиповое" мышление молодых "Ковбойские истории". И конечно же, то, что приближает нас к истокам: "Кайдашева сім'я", "Лісова пісня ...

Каждый день в театре открывается занавес и начинается его Величество Действо, где соперничают любовь и ненависть, добро и зло, измена и верность. Следуя местечково-бомжевой философии, можно, как того хотели бы "площадные" мэтры, найти "не чуждых искусству" крутых ребят, которые выкупили бы здание театра, чтобы "как в старые времена приглашать сюда лучших артистов". А наших куда? В никуда. В "некий местный союз театральных деятелей". Еще один "понт"!

За сезон херсонский театр посещает до 100 тысяч зрителей. Из них почти треть - бесплатно. Кто, скажите, из сегодняшних "звездопадов", время от времени появляющихся на горизонте ДКТ или "Юбилейного", бесплатно обслужит хотя бы сотню студентов, солдат, ветеранов, школьников? Что-то я таких меценатах среди них не встречал. У нас из маршруток выталкивают безденежных стариков. Что уж говорить о залетных "звездах"...

При желании можно продать не только театр, но и совесть, мать, жену. Можно превратить театры в казино или бордели, а храмы - в конюшни или склады под памперсы, позволив дороге к ним зарасти лопухом забвения. И тогда вырастет новое поколение - духовных мутантов. Они прекрасно впишутся в сотворенную по их подобию державу, именуемую территорией, с зомбированной толпой вместо народа и пиратским кодексом чести. О такой Украине мечтаем, господа "площадные борзописцы"?

Виктор Постоялкин
«Херсонський вісник».- 07.12.2000.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.